Содержание
Что происходит с ребенком в 12 лет: особенности возраста
В 12 ребенок взрослеет и формируется как личность. Психология его характеризуется тем, что появляется более устойчивое мировоззрение, тенденции в общении с окружающим миром, меняются с становятся осознаннее интересы в учебе. В это время ребенок усваивает моральные и культурные ценности, становится более осознанным и исследует себя.
Найти себя – непросто. Подростки начинают примерять на себя роли, которые видят в повседневной жизни, фильмах, в интернете.
В этом нет ничего плохого, пока тинейджер не копирует опасные для его жизни и здоровья модели поведения.
- Главное место в жизни подростка занимают сверстники и значимые взрослые, на которых он стремится походить (чаще всего, это не родители)
- Мальчик или девочка всё больше оценивают себя и сравнивают с другими, придают значение своим не объективным качествам
- Многим становятся интересны вещи за гранью объективной реальности — время, жизнь и смерть, закономерности, любовь и все, что нельзя увидеть и познать полностью.
Подростки часто задают вопросы не взрослым, а самим себе, книгам и интернету. Этот путь познания мира теперь принадлежит только самому подростку.
- К 12 годам развивается логическое мышление — младшие подростки учатся оперировать абстрактными понятиями и выстраивать цепочки. Мысли становятся более структурированными, ребенок вырабатывает навык выделять главное.
- Сейчас повышена утомляемость. Это может вызывать раздражительность и возбудимость.
Не стоит давить на тинейджера, если он говорит, что устал – это не даст эффекта, только принесет дискомфорт всем.
- Подростки переживают гормональный всплеск, он и является причиной основных проблем с поведением подростков. Эмоциональные перепады, вспышки агрессии и постоянные конфликты с собой и окружающими – типичные для этого возраста. для них. Здесь могут появиться отличия – девочки взрослеют быстрее, чем мальчики.
Подростком чаще всего управляют его эмоции, а не рациональность. Его могут задеть любые слова в его адрес, даже самые маленькие вещи могут стать причиной бури эмоций, злости и слез.
Важно поддержать девочку или мальчика, быть терпеливым и не обесценивать чувства.
- У подростка появляются более четкие личные границы, новые потребности в независимости, уважительном, доверительном и равноправном отношении со стороны взрослых. Подросток начинает чувствовать себя человеком, достойным того, чтобы с его мнением считались. Если этого не происходит, его поведение и отношение людям, которые привыкли видеть его ребенком, может сильно ухудшиться.
- Существует риск формирования неадекватной низкой самооценки и повышения тревожности, что очень опасно для впечатлительных младших подростков. Частая причина — проблемы в общении со сверстниками.
Младшие подростки начинают действовать необдуманно из-за гормонов, влияния друзей и стремления быть “крутым” человеком, которому “не слабо”, особенно это характерно для мальчиков.
В этом возрасте самое главное – привить подростку чувство собственной ценности, сформировать адекватную самооценку и научиться понимать свои эмоции.
Ребенок в двенадцать — на что обратить внимание в воспитании
Сейчас самыми важными моментами в воспитании ребенка – это очередное изменение границ, формирование независимости подростка, создание или совершенствование навыка понимания своих эмоций, общения со сверстниками.
И мальчик, и девочка хочет психологически отделиться от родителей. Оценке и сомнению подвергаются привитые в семье ценности, авторитеты и нормы поведения. Сейчас от родителей потребуется много терпения и понимания. Эти изменения – не навсегда, чаще – это просто желание «делать наоборот».
Происходит перестройка в эмоциональной сфере. Буря чувств накрывает с головой. Родителям стоит попытаться понять, что ребенок испытывает, не обесценивать чувства подростка. Стоит развивать эмоциональный интеллект тинейджера, научить его выражать себя.
Подростковый кризис постепенно приходит к кульминации, которая в большинстве случаев происходит в 13-14 лет.
Продолжается формирование личности. Главное помните, что ребенок – не вы. Не нужно проецировать на него свои мечты, пытаться сделать его абсолютно соответствующим, вашим личным представлениям о том, каким должен быть человек.
Мальчики и девочки тренируются в искусстве выбирать. Важно предоставить ему свободу выбора роли в этом мире, образа жизни и увлечений. Все, что нужно делать, это поддерживать, общаться и аккуратно следить за безопасностью. В остальном подросток справится сам.
Контролировать общение со сверстниками сложно со всех сторон. У подростка должна быть неприкосновенная личная жизнь, которую принимают и уважают родители. На этом строится большая часть доверия в семье. Однако, нельзя полностью отпускать ребенка в свободное плавание, где он может связаться с опасными людьми, особенно мальчик. Стоит говорить с ребенком (чаще с мальчиком, чем с девочкой) о его друзьях, чем они любят заниматься. О том, в каких отношениях он с ними находится, как себя чувствует в компании, не стал ли изгоем или объектом буллинга. Здесь опасность ещё в том, что мальчики часто становятся очень скрытыми, и их не просто «разговорить»
Как родителям — помочь ребенку
- Прислушивайтесь к нему и цените его желание повзрослеть
У мальчиков и девочек просыпается чувство того, что его слова и действия важны так же, как слова и действия взрослых. Игнорируя это, вы рискуете повредить самооценку подростка, и желанием общаться со старшими. Нельзя обесценивать то, что говорит ребёнок, словами “Я уже видел жизнь и все знаю, а тебе еще рано о чем-либо судить”. Лучше выслушайте и дайте понять, что вы воспринимаете его всерьез.
В возрасте 12-13 лет можно начать обсуждать с подростком некоторые проблемы, которые считаются “взрослыми”. Нужно отвыкать от восприятия 12-летнего как ребенка. - Создайте атмосферу доверия и принятия в семье
Подростки постоянно сталкиваются со сложностями в общении, выполнении уроков, отношениях с учителями. Важно, чтобы они могли свободно рассказать об этом дома без унижения, насмешек, обесценивания их интересов и агрессии. Мальчикам это особенно сложно – продолжать оставаться откровенными с родителями.
Научите подростка говорить «нет» и не поддаваться на манипуляции
Именно сейчас самое опасное время, когда тинейджер может попасть под влияние плохой компании, пристраститься к опасным привычкам. Предложения попробовать наркотики, алкоголь, цепляться за электрички, ходить по «заброшкам» однозначно опасны. Через этот опыт проходят почти все, полностью оградить от неприятностей невозможно.
У подростка меняется тело, но становится непонятным. Для того, чтобы почувствовать и понять его тинейджер стремится ощутить опасность, возможно появление желания сделать тату, то есть – причинить себе боль. Через страх и боль тело становиться понятнее.
Но подросток должен уметь отказаться от этого, если он чувствует опасность, ему некомфортно и страшно. И при этом не ощущать себя «плохим» или «хуже других». Он должен знать, что его здоровье ценнее статуса в компании и «крутости».
Сексуальное воспитание
Сейчас начало полового созревания. У девочек оно начинается раньше, чем у мальчиков. Вместе с телесными изменениями просыпается интерес к противоположному полу.
Сейчас важно рассказать ему об анатомии его тела и гигиене, поговорить о сексуальном воспитании. Так и подростку, и родителям будет спокойнее.
Любите его
Несмотря на то, что подростки хотят отделиться от родителей, им нужна любовь и поддержка. Объятия, теплые разговоры, иногда даже кружка чая может сказать, как мама или папа любят его. Будьте рядом. Ему сейчас очень тяжело, а родители — одни из первых людей, к которым можно обратиться, если все становится невыносимо. Вы можете облегчить своей любовью любую трудную ситуацию, когда все шаткое и нет уверенности ни в чем
Что думают подростки о своей жизни в 12
Вот что рассказали 12-ти лет подростки, когда мы задали несколько вопросов об их отношениях с родителями и изменениях в жизни. Имена вымышленные, лексика сохранена.
— У тебя есть ощущение что сейчас, или в течении этого года, происходит переломный момент для тебя?
— На последние несколько недель приходится пик осознаний, самопреодолений, новых ощущений, мыслей, я как будто начинаю перерождаться изнутри, появляются новые ценности. Ещё хочется, чтобы либо чего-то не хватало, и ты сам себе это доставал, либо чтобы ты просто сам зарабатывал хотя бы некоторые вещи для себя.
— Как ваши отношения с родителями изменились?
— Они стали хуже. Не знаю почему, но предполагаю, что это связано с тем, что я стала чаще плакать и стала очень вспыльчивой.
— Как стоит вести себя родителям в такой ситуации с эмоциями, как у тебя?
— Подождать, когда у меня истерика, ну, «расшатанное» состояние. А после — поговорить по душам на тему моих проблем. Или просто обнять и успокоить, проявить любовь не в виде «если бы я не любила тебя ты бы в эту школу свою не ходила», а так, как мне это нужно.
— Как ты думаешь, ты сильно изменилась за последнее время?
— Нууу, прибавилось знаний, а соответственно стало понятно больше тех вещей, которые раньше были не особо ясны. Например, я стала спокойнее относиться к ЛГБТ и начала поддерживать феминизм. Мнение насчёт самой себя тоже изменилось, например, комплексов прибавилось, но некоторые из них наоборот пропали. Мне становиться интереснее общаться с мальчиками.
— Тебе стало сложнее открыто общаться с родителями?
— Я считаю, что имею право на свои секреты, а так, появились некоторые различия во взглядах на жизнь. Соответственно, некоторые сложности появились. Приходится обходить стороной некоторые иногда немаловажные темы, дабы избежать конфликтов.
— Что бы ты хотела сказать своим родителям?
— Мы не маленькие, родителям стоит давать нам больше свободы. Свобода выбора, например, как нам выглядеть, финансовая свобода, хочется чуть больше денег на карманные расходы до 14 и возможность подрабатывать после, нормальное количество времени на прогулки. Родителям стоит смириться с тем, что у нас есть своя точка зрения и своё мнение. Также им стоит нам больше доверять.
— У тебя есть чувство, что ты сильно изменилась за последний год? В чем это проявляется?
— Я больше вру родителям и в принципе близким людям, отдаляюсь от них. Раньше мне всегда было интересно проводить время с родителями, а сейчас такого желания уже нет.
— Как ты переживаешь этот разрыв с родителями?
— Нормально, не придаю этому большого значения. Возможно, это просто часть взросления, я не знаю.
— У тебя как-то изменились отношения с ровесниками?
— Мм, в школе — да.
— Звучит, как будто не в лучшую сторону
— Так и есть, не то чтобы меня обижали, мне просто не интересна их компания.
— И единомышленников нигде нет?
— Да, к сожалению
Комментарий детского психолога центра К.О.Т.
Как видно из ответов школьников, активно проявляются все «типичные» моменты, характерные для психологии этого возраста. Им хочется уважения к их мнению, понимания со стороны родителей, больше свободы, ощущения собственной значимости. Огромное значение сейчас имеет возможность быть частью компании, общаться с единомышленниками – это одна из основных потребностей этого возраста.
Помощь психолога и курсы для подростков в центре К.О.Т.
В центре К.О.Т. разработаны курсы, на которых под руководством опытных психологов ребята могут развить необходимые навыки, которые важны в этом возрасте.
Эффектность курсов очень высокая, потому что сейчас подростки, мальчики и девочки, испытывают потребность в том, чтобы стать увереннее, научиться справляться с эмоциями и лучше общаться.
Стать самостоятельнее, почувствовать собственную значимость, ребята могут, обучаясь финансовой грамотности. Ведь это не только получение знаний, это вариант заработать самим. А значит, получить признание со стороны родителей, сверстников и самому поверить в свои силы.
Если у вас есть вопросы, в центре К.О.Т. вы можете записаться на консультацию к психологу-специалисту по работе с подростками.
Удачи вам, терпения и хороших взаимоотношений в семье!
Возможно, что вы посмотрите на многие вещи с другой стороны.
А что вы подчеркнули для себя любопытного после общения с вашим ребенком? Расскажите нам об этом!
Так получилось, что я несколько раз оказывалась в компании одноклассников моего сына. Я развозила их по домам после праздников или помогала их проводить, да и в нашем доме часто бывали его друзья. Серьезно меня никто из мальчишек пока не воспринимал. Может быть, потому что в 6 классе они уже были выше меня ростом, или потому что я откликалась на всякие мальчишеские авантюры.
Так или иначе, иногда разговоры велись при мне.
Я уверена, что родители гордились ими, как и я, и было за что.
Что было особенно ценно в их разговорах: они говорили друг другу правду как есть, то есть проблема такта в этом возрасте еще не назрела. Сыну доставалось за то, что он по-разному вел себя в школе и вне ее, что он порой задавался и «звездил», а вроде вне школы был «нормальный». За то, что такое поведение не может нравиться девчонкам, особенно «той, хи-хи, к которой он не ровно дышит».
Больше всего меня занимали разговоры о женщинах и девочках.
Поучительными были рассуждения о женских капризах, и, в общем-то, здравые мысли о том, что девочки могут делать проблему из ничего и плакать без повода. Особенно озадачивало мальчишек полное непонимание, что делать с девичьими слезами: утешать бессмысленно – еще больше рыдать начнут, а если промолчишь – дуются. Один из друзей сына заметил, что стоит только девчонкам «поистерить», как проблемы с учителями решаются сами.
На мой вопрос, какие девочки им нравятся больше всего, выяснилось, что критериями красоты являются умение хорошо танцевать, «почти не плакать», носить красивые прически, умение готовить печенье, а также хорошо успевать в школе. Правда, про последнее, добавили, что это совсем не обязательно. Им всем нравилась Маринка: «никогда раньше не замечали, что она такая симпатичная».
Возраст 12-ти лет является ранним подростковым возрастом ребенка. В этот период ребенок испытывает массу изменений: физических, психических, эмоциональных и социальных. Настоящее взросление приходит к ребенку именно в этом возрасте.
Что должен уметь делать ребенок в возрасте 12 лет?
В возрасте 12-ти лет родителям необходимо сделать акцент на домашние умения ребенка – помимо кружковых и школьных занятий ребенок уже должен постепенно осваивать хозяйство.
В этом возрасте возможности подростка гораздо шире, чем были, к примеру, год назад – он стал более осознанным и способным к восприятию новых знаний. Мальчики и девочки уже могут осваивать азы кулинарного дела; необходимо приучать ребенка к уже более серьезной домашней работе: пылесосить, вытирать пыль, мыть полы; неплохо будет научить его пользоваться стиральной машинкой, также стирать вещи вручную; позаботьтесь о том, чтобы ваш юный помощник разбирался в тканях и режимах стирки, а также был знаком с правилами пользования моющими средствами.
Если у вас имеются домашние животные, пускай ребенок гуляет с ними и проводит время – это сделает его ответственным и дисциплинированным.
Помимо бытовых навыков, ребенку необходимо начинать учиться грамотно общаться с внешним миром: учителями, друзьями, сверстниками — в совсем детском возрасте этот навык у детей отсутствует.
В 12 лет ребенок способен отвечать за свои поступки и осознавать многие серьезные жизненные темы, например, такую, как образование. Если в более раннем возрасте малыша приходилось заставлять учиться читать и выписывать буквы, то в 12 лет ребенок уже на более высоком уровне понимает, зачем ему все это нужно, и к чему приводит развитие и учение.
Если трудности в этом вопросе, все-таки, возникают, необходимо беседовать с ребенком, давая понять, что учиться нужно.
Здесь важен следующий момент: с подростком нужно общаться очень «аккуратно», на него не следует давить, поэтому крик и ругань в ситуации не помогут – можно лишь приводить примеры, аргументы и говорить о результатах тех или иных действий.
Видео развитие детей в возрасте 12 лет
Отличие в развитии мальчиков и девочек в 12 лет
То, что девочки развиваются быстрее, не является секретом – к этому нужно относиться спокойно, так как это – норма. В 12 лет отличия в развитии мальчиков и девочек становятся более явными. Мальчишек интересуют различные игры и творческие занятия, а девочки уже начинают смотреть за поведением взрослых девушек, копировать их, проявлять интерес к косметике и внешнему виду.
Ребята в 12 лет еще пребывают в воображаемом мире роботов и всевозможных персонажей со сверхъестественными способностями, а юным красавицам уже интересны реальные взаимоотношения между людьми.
Отличия можно заметить и в подходе к решению поставленных задач. Мальчики склонны к нестандартным, немного иррациональным решениям, отсюда их склонность к нарушению правил и хулиганству; девочки, же, напротив, стараются решить задачи шаблонно и правильно, поэтому устремляются к порядку и более следуют указаниям.
Как воспитывать двенадцатилетнего ребенка? Взаимодействие с родителями
Основой воспитания для ребенка любого возраста является пример его родителей. Нельзя воспитать добропорядочного гражданина, не являясь при этом благоразумным родителем. Вы всегда должны помнить о том, что ваш ребенок – это отражение вас, вашего поведения и отношения. Именно так формируется личность ребенка.
Касаемо 12-тилетнего подростка, родителям необходимо помнить о следующих правилах воспитания и отношения к нему:
- Уважение. Оно превыше всего. Ребенок должен чувствовать, что его проблемы и трудности имеют для вас большое значение и то, что они в целом имеют вес и значимость – резкая критика или насмешка могут сильно задеть неокрепшую психику подростка и развить комплексы и душевные травмы;
- Толерантность. Нельзя проявлять категоричность в чем-либо и вводить прямые запреты. Вместо этого, старайтесь вести конструктивный диалог, предлагая ребенку компромисс;
- Поддержка и понимание. Две этих составляющих особо важны – у ребенка непростой период, его самооценка довольна шаткая – родители являются первыми людьми, которые должны быть на стороне ребенка и верить в его силы несмотря ни на что;
- Доверие. Грядет интересный и непростой возраст, когда всякое может случиться, и ребенок может, запутавшись, сбиться с пути – здесь, конечно, родители должны приложить все усилия, чтобы вытянуть своего ребенка из неприятности. Выходит, контроль необходим. Но старайтесь контролировать ненавязчиво и едва заметно;
- Не сравнивайте с другими детьми. Любое сравнение изначально иррационально, поскольку все дети – разные. Вам нужно выявлять достоинства своего ребенка и развивать их, вместо того, чтобы «закапывать» его таланты, обращая внимание на способности других детей;
- Разговоры. Находите каждый день время для доверительной беседы с глазу на глаз с ребенком – он должен доверять вам.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.